Было много споров как назвать село, было предложение назвать Ахметово, в честь первого жителя, но название оставили Туйла, из-за протекающей речки Туйлы.
Слово «Туй» в татарском языке имеет два значения:
1. свадьба // свадебный.
2. пиршество, праздник, торжество Туйла /от слова Туйлыг/ - "праздничный".
В 1911-12 годах переселенцы из Татарии и Башкирии из-за малоземелья приехали в Мариинский уезд (Мариинский район), Козеюльскую волость (В.-Чебулинский район) и Барзасский район. В 1919 году в Козеюльской волости депутат Ахмет Ахметович Ахметзянов и коммунист Мансур Исламов, у которых в Мариинском лесничестве были знакомые, указали, что примерно в 70-80 км от города Мариинска есть территория, на которой можно было бы обосновать населенный пункт. И в 1920 году, в феврале, мужчины из маленьких сел Барзасского и Верх-Чебулинского районов приехали смотреть эти места. Они распланировали, где будут улицы, пастбища, сенокосы, пахотные земли. Построили кто землянки, кто избушки и поехали за семьями, вещами, скотиной. И в июне 1920 года на телегах с семьями, в одиночку со своим скудным скарбом приезжали люди и заселяли эти места.
В 1922-1923 годах село. Туйла состояло из 280 хозяйств с числом населения 1000 человек. В 1924 г. образовался сельский Совет, первым председателем был Фатых Фаттахов. Ведь в Поволжье в 20-е годы прошлого столетия был голод. А Сибирь была хорошим источником для жизни и пропитания. В 1925 году начали появляться первые дома и улицы. До этого жили люди в землянках. Сами местные жители утверждают, что их общими предками были булгары. С самого момента образования деревни Туйла всегда жила особняком. Татарское население, сплоченное религией и общим образом жизни, жило так, как предписывают Коран и личная совесть, не очень-то оглядываясь на остальной мир. Чтили традиции татар и башкиров, сохранили язык и культуру татар.
Основную роль в развитии села сыграла религия. В 1922 г была в селе построена Мечеть. В 1931 году, мечеть закрыли и разрушили минарет, а в нижней части открыли клуб. В 1940 году переоборудовали в магазин. Постройка сохранилась до нашего времени. В 1926-27 годах образовался кооператив (магазин), там торговали керосином, гвоздями, солью, мануфактурой. В 1927г. в селе к 1 сентября достроили школу. В 1929 году образовалась маленькая промартель. В артели делали телеги, сани, лопаты, бочки, кадки и другие деревянные изделия. В 1932-33 годах промартель преобразовалась в промколхоз имени 1 Мая. В это же время построили смолокуренный завод, который выпускал смолу, скипидар и пихтовое масло. После окончания Великой Отечественной войны в селе образовался колхоз. Были построены – коровник, конюшня, пекарня (действующая до 1992 года).
В 1951 году начал работать местный радиоузел. До 1952 года дома в селе освещали лучиной или керосиновой лампой, а в 1952 году в дома провели электричество. В 1965 году в село провели электролинию.
С 1963 по 1992 гг. в селе существовала переправа через Кию. В 1968 году были построены школа (восьмилетка), клуб, библиотека, медпункт, сельсовет, аэропорт. Самолеты летали из Кемерово и Мариинска до начала 90-х годов. После распада СССР большое количество жителей уехало из деревни. Часть людей разъехалась по Кузбассу, кто-то переехал в страны СНГ, некоторые даже заграницу. В 1968 г. в деревне проживало 579 жителей, 159 домов.
Самолет «АН-2» летал по маршрутам: Туйла-Мариинск, Туйла-Кемерово. Также можно было долететь до следующих сел: Александровка, Т-Михайловка, М-Песчанка, Тундинка, Тегульдет (Томская область).
В 1984 году образовался совхоз «Кирсановский», а в 1993 году совхоз стал акционерным обществом закрытого типа АОЗТ «Кирсановское» и просуществовал до апреля 1999 г. За этот период в селе Туйла закрылись столярный цех, пилорама, увезли крупно-рогатый скот и лошадей, зерновые не сеяли, сеноуборкой не занимались. Работали только школа, сельсовет, клуб, магазин, фельдшерский пункт.
В 2001 году когда, главой Туйлинской администрации был назначен Александр Николаевич Кропотов, село начало возрождаться. В село было вложено два миллиона рублей; «Кузбассэнерго» построило новую линию электропередач на бетонных опорах; отгрейдеровали дорогу; наладили переправу через реку Кия; поставили новую изгородь вокруг школы, почты, клуба, здание сельской администрации, сквера памяти и местного кладбища; отремонтировали здание детского сада, где позже размещался центр татарской национальной культуры (возрождали старинный татарский фольклор, изучали с детьми татарский язык, учили молитвы) и от губернатора был передан бульдозер.
В 2003 году было 42 ученика, а в селе проживало 184 человека. На данный момент в селе проживает 130 человек и около 50 домов. Оставшиеся жители (в основном пенсионеры) собираются по интересам – читают Коран, вяжут, вышивают, прядут. Местный житель Масалим Мустафин (бывший учитель географии) в своем доме организовал музей – большое количество старинной посуды, инструментов, предметов обихода и т.п.