Деревня на севере Кузбасса. 236 км от столицы
Основан: 1912 год
Население: 100 человек*
Численность татар: Большинство жителей
*Данные о население актуальны на 2010 год
Видеосюжет из экспедиции
Тундинка
360° – панорамы самых красивых и значимых мест проживания татар, в которых мы побывали во время экспедиции. Погружайтесь в виртуальную реальность
Вечная память.
Слава героям
Столыпинская аграрная реформа, а именно: ее переселенческий характер – положила начало освоению деревни Тундинка.
До 1912 г. недалеко оттого места, где сейчас расположена деревня, жил человек по фамилии Тундинкин со своей семьей. Когда люди, в основном татары, начали поселяться возле Тундинкина, он уехал. Его землю отдали мулле, а деревню назвали Тундинка.
Осень 1912 г. является началом рождения деревни.

Сунгатулин Хуснулла, Хабиров Ахметхабиб первыми приехали на резведку в сибирскую тайгу, они набрали почву этих мест в специально подписанные мешки, посмотрели лес, птиц, животных. Им очень понравилась река, тогда она была широкая и полноводная.
Облюбовав местность, вернулись домой в Уфимскую губернию, Балабейский уезд. И первыми уже с семьями приехали: Минбай, Нуртдин, Хабиров Ахметхабиб, Лутфулла, Сабит, Латыпов Хафиз, Кашабетдин, Хуснулла. Затем Кашабетдина раскулачили. Когда Хабировы построили дом, приехал Ситдиков Шафык с тремя детьми, и две семьи жили одном маленьком домике.

Пришли люди на новое место, а кругом вековые деревья, шумит угрюмая тайга. Не пал народ духом, стал отбирать у леса землю, лес выкорчевывали, от комаров спасались дегтем, который вывозили на продажу или обменивали на хлеб. Стали затем сами растить хлеб, сеяли рожь, овес, лен, молотили вручную. За десятину расчищенной земли получали по 70 рублей. Каждому мужчине государство дало разрешение пользоваться навсегда пятнадцатью десятинами земли.
Сначала жили люди в землянках, но время шло, все больше земли становилось у переселенцев. И вот в таежной глухомани появились первые избы будущих деревень.

К концу 20-х на начало 30-х годов деревня насчитывала 33 семьи, некоторые из которых вернулись в Башкирию и Татарию, откуда и были родом.
В 1918 году грянула Гражданская война. Через деревни проходили отряды и красных, и белых. С севера из Томска проходили колчаковцы, уходили в сторону Мариинска, но также движение армий было и в сторону Изотово, так как оттуда они пробирались в Тяжин, т. е. шли к станциям. Население деревень одинаково страдало как от белых, так и от красных. Тундинке стоял штаб Красной армии.
Тракт («зеленый тракт») до 1912 года уже был и от него проходила дорога до деревни, которую делали австрийские пленные.
В 1931 году население Тундинки создает свой колхоз. В эти же года организовали ясли для детей, которые находились в самом большом доме.
В 1933 году была образована животноводческая ферма.
В 1943-1944 образуется артель «Красный Кустарь». Затем эти две артели объединились, образовалась пром­артель «Красный Маяк».
До войны был автомобиль, который работал на дровах.
После войны выделили движок на дизельном топливе. При помощи него на мельнице крутили жернова, молотили зерно. Таким образом, в деревне стала работать своя мельница.
С 1953 года создался леспромхоз. В леспромхозе стали обрабатывать древесину.
В 1956 году деревне была создана лыжная фабрика.
В 1963 г. лыжная фабрика объединена в лесокомбинат, а в 1967 г. лесокомбинат реорганизован в Ново-Мариинский лес­промхоз. в 1964 году построили клуб.
В 1967 году начала формироваться воздушная линия Мариинск-Тундинка. С 1991 г. этот вид транспор­та перестал существовать для деревень Мариинского района.
В настоящее время в деревне функционируют пять пилорам, столярный цех, магазин.

Обучение в Тундинке сначала вел мулла, потом была начальная школа, с 1927 года создается 7-летняя школа с общежитием, в котором жили школьники из окрестных деревень (Покровка, Ибрагимовка, Кисилевка, Уразаевка и Баюковка – ныне этих деревень уже нет). С 1961 года в Тундинке введено 8-летнее образование. В 1970 году построена новая просторная школа с интернатом, с водяным отоплением. В 1981 году построен новый магазин товаров повседневного спроса. Работает клуб, библиотека, контора леспромхоза. В селе не было телефонной и почтовой связи, затруднено дорожное сообщение в осенне-весенний период.
ИСТОРИЯ
В деревне была своя мечеть, которую затем переоборудовали под клуб, жители соблюдали пост (ураза). В клубе собиралась молодежь, играла гармонь, танцевали, пели, и уже до войны ставили пьесы. После окончания войны жизнь потихоньку начала налаживаться, и несмотря на трудности, народ сохранил наследие предков— свой родной язык, религию, национальные традиции, обычаи.
В клубе показывали фильмы, последний показ был в 1990 году. Раньше движок крутили вручную. Тот, кто переводил немое кино — за просмотр не платил деньги.

Вечерами женщины деревни собирались вместе; пели, пряли, вязали, вышивали.
В местной школе на новый год всегда ставили елку, ребятишки сами делали игрушки, в основном из ваты. В клубе устраивали праздничные вечера, ставили концерты, привозили немое кино».
В 2007 году деревне исполнилось 95 лет, приехали гости. Под кедрами поставили столы, соорудили сцену, теперь это место называется «кедровым раем».
В 1988 году поставлен обелиск солдатам, ушедших на фронт из деревень Тундинка, Уразаевка, Ибрагимовка Киселевка, Глухаринка, Баюковка, Голубинка, Покровка. На деньги селян поставлен новый памятник в 2021 году. Инициатором этого события стала Хамзина Рамзия - автор книги «Живи и помни» (2020г.) – в которой пишет о своих односельчанах.
Каждый год перед праздником Победы учителя, ученики и остальные жители деревни наводят порядок на территории памятника.

Благодаря финансовой поддержке жителей деревни, местных предпринимателей, земляков из разных уголков нашей страны, также за пределами России, районной администрации был установлен такой памятник к 75- летию победы.

Также есть магазин. 6 лесопилок – 5 татарских. Татарский язык не изучают.
Культурная деятельность