Деревня на севере Кузбасса. 100 км от столицы
Основан: 1859 год
Население: 852 человек*
Численность татар: Большинство жителей
*Данные о населении актуальны на 2010 год
Видеосюжет из экспедиции
Зимник
360° – панорамы самых красивых и значимых мест проживания татар, в которых мы побывали во время экспедиции. Погружайтесь в виртуальную реальность
Зимниковская библиотека - Филиал №8
Проект
«Они сражались
за Родину»
Зимниковская основная общеобразовательная школа

Основана с глубокой древности сибирскими тюрками, которые называли его Кыштау, что означает «зимняя стоянка», «зимовье», «зимник».
Официально по архивным материалам дата основания Зимника 1859 год – 9 дворов, 41 житель, однако в архивах г.Томска есть и другая дата образования - 1520 год. Потомки основателей поселения, сибирские татары проживают в селе.

Памятник односельчанам (автодорога Юрга-Зимник) открыт в 1957 году. Идея установить памятник односельчанам и родной деревне принадлежит бывшему жителю той деревни. В 1957 году началась работа над памятником. Нашлись специалисты, вырыли яму, засыпали щебнем, отлили из цемента памятник похожий на часовенку. А Георгий Нестерович Галанов, работник машзавода сделал из нержавейки таблички и укрепил их на стенках памятника. Памятник воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ, «Они отдали жизнь за Родину!» располагается на ул. Школьная. Из села на фронт ушло 170 человек, из них погибли и не вернулись 81 человек – их фамилии нанесены на мемориальную доску.

В 1994 г. археологической экспедицией Кемеровского государственного университета был исследован курганный могильник, находящийся на территории деревни Зимник. Археологи раскопали несколько могил, датированные ими X веком н.э. По основным признакам погребения и предметам: керамическим сосудам, железной пряжке, данное захоронение имеет отношение к угро-самодийскому населению лесостепной полосы Западной Сибири.

Далее происходит тюркизация населения, т.е. поглощение местного угро-самодийского населения тюркскими народами. Тюрки стали проникать сюда ещё с 6 века со стороны Алтая.
Во второй половине 17 в. после переселения калмаков ближе к Томску от кочевого скотоводства они стали переходить к полукочевому. В 18 в. увеличилось значение заготовки и продажи сена, занятия извозом (перевозили грузы для томских купцов). Перевозки осуществляли по всей Сибири, даже в Забайкалье.

В начале 19 в. калмаков перевели в категорию оседлых инородцев. Подати с них увеличились. Переселявшиеся из европейской части России татары оказали существенное влияние на хозяйственный уклад калмаков. Жители Зимника стали больше заниматься земледелием. Выращивали в основном зерновые культуры, огородничеством практически не занимались. Овощи покупали в соседних русских деревнях. Занятие ремеслом было незначительным. Для нужд семьи женщины пряли, ткали полотно. Более широко было распространено вязание, шитье одежды, валяние валенок, войлока, вышивание. В музее можно увидеть самотканые полотенца, старинную одежду, украшенную традиционной татарской вышивкой, элементы пимокатного станка.
Излишки зерна, сено возили на продажу в Томск.
С 1893 г. в Списках населенных мест упоминается мечеть. Она находилась в центре села, на берегу Кожановки. При мечети была школа, где дети изучали арабский язык для чтения мусульманских молитв. В 1930-х годах в период коллективизации и раскулачивания, мечеть была разрушена. Имам мечети вместе с семьей был выселен и расстрелян.
Улицы Зимника местные жители называли мишар як (мишарская сторона), белебей як, калмак як, в соответствии с названиями этнических групп татар, селившихся на разных концах поселения.
В 1995 г. доктор филологических наук Казанского института языка, литературы и искусства Баязитова Ф.С. изучала диалекты зимниковских татар и сделала вывод о большом влиянии языка татар-мишарей.
Таким образом, население Зимника состояло изначально из калмаков, увеличиваясь затем за счет татар, переселявшихся в Сибирь из европейской части России, Поволжья. А во второй половине 20 века и за счет русского населения.

ИСТОРИЯ
В 1997 году был открыт музей, который является собранием подлинных памятников истории и культуры малой родины. Большая часть экспонатов передана жителями Зимника.
Другая часть экспонатов создавалась в результате исследовательской работы учеников и педагогов.
В 2020 году музей занял первое место в региональном конкурсе «Лучший школьный сельский краеведческий музей» в рамках федерального партийного проекта партии «Единая Россия».
Экспозиция «История Зимника» - это результат поисково-исследовательской работы учеников и учителей.

Этнографическая экспедиция под руководством профессора Томилова Н.А. обнаружила в деревне Зимник в 70-х гг. XX в. лодку-долбленку большого размера с дощатым настилом. По словам старожилов, она служила в качестве парома при переездах через реку Искитим, пересекавшуюся с Кузнецким трактом.
Главная экспозиция – это интерьер старинного жилища, все экспонаты переданы в дар музею жителями села. Старинное татарское жилище делилось на две части: место с печкой (в этой половине дома располагалась посуда, домашняя утварь, простенки украшались вышитыми полотенцами); и место за печкой (в этой половине дома располагались лавки, на которые складывалась постель, детская колыбелька, на полу и на лавках расстилались ковры и дорожки.

В сундуке хранили одежду, элементы старинного татарского костюма: калфак (женский головной убор), тюбетейка (мужской головной убор), нагрудник, камзол, платье, портянки, украшенные вышивкой, сапоги. Татарские женщины были искусными рукодельницами. Девочек с 6-7 лет в семье учили вышивать, готовить приданое. На столе стоял самовар, который растапливали щепками. Чай – непременный атрибут встречи гостя. В татарских семьях к чаю подают кыстыбый (пироги с картофелем), перемячи (беляши), эчпочмак (треугольные пироги с мясом). Праздничным блюдом является чак-чак.

Имеется школа – изучают татарский язык факультативно.
Есть памятник ВОВ и библиотека.


Культурная деятельность
Религия
В 1893 г. появилась мечеть «Кышлау нуры».

Эта мечеть после революции была разрушена, имам был арестован и все документы уничтожены. Затем в 50 годы 20 столетия, на месте мечети был медпункт. В 1996-97гг. в бывшем здании сельского совета разрешили сделать молельный дом, который существовал до 2015 года. История возникновения новой мечети: в 2012 году была создана ММРО (Местная мусульманская религиозная организация), было избрано правление из 9 человек. На первом собрании подняли вопрос о ремонте мечети, однако было предложено строительство новой мечети! За основу была взята мечеть д.Барабинка Томской области. Строительство новой мечети было начато 2013 году и пущено в эксплуатацию в 2015 году в декабре.

Мусульманская организация д.Зимник
Пред. правления Сиразетдинов Фарит Гарафович